Главная ПРАВОВОЕ… Тема 2. Формирование…

Тема 2. Формирование правовых основ издательской и полиграфической деятельности в России

XVII – начало XX века. История становления и развития правовых основ ИПД и авторского права в России существенно отличается от истории других стран особенностями государственного характера. С самого своего зарождения российское книгоиздание (книгопечатание) постоянно находилось под контролем государства, а выпускаемая издательствами продукция подвергалась тем или иным формам цензуры. В этой связи книгоиздание и печать, в какой-то мере, реализовывала те правила, которые разрабатывались цензорами.

Еще во второй половине XVII века размножение книг производилось часто в рукописной форме по особому царскому указу. Книгопечатанием занимались исключительно государственные типографии. В 1674 г. царским указом вводился цензурный надзор православной церкви за издаваемой литературой. Ужесточение цензурного надзора было закреплено Соборным постановлением 1681 г. Книги прежних лет должны были проходить проверку на Печатном дворе.

Указ 1783 г. «О вольном книгопечатании», дававший право на открытие частных типографий, ослаблял государственную монополию на книгоиздание. Свобода печати позволила многим людям основать собственное дело. Данный указ основывался на тех же условиях, на которых в 1771 г. иностранным гражданам разрешалась аренда казенных типографий, а именно: а) шрифты, отливаемые частными типографиями, должны быть лучшего качества и иметь меньшую цену, чем у казенных; б) типографиям запрещалось перепечатывать книги других типографий без их специального разрешения; в) во избежание контрафакций казенные типографии не имели права выпускать книги, изданные частниками без их согласия.

Однако политическая реакция 90-х годов XVIII века привела к преследованию печатного слова. В 1796 г. был выпущен указ, запрещавший «вольные» типографии, поскольку от них происходит слишком много злоупотреблений — вольнодумия.

В первое десятилетие XIX века был принят ряд мер по ослаблению цензуры: в 1801 г. отменен запрет на ввоз иностранной литературы; разрешено открытие частных типографий. В 1802 г. предварительная цензура, осуществляемая органами надзора полиции и управы благочиния, была заменена последующей, то есть после выхода книги из печати, и передана в ведение Главного управления училищ. Правда, этот период продолжался недолго — до 1804 г., когда был принят цензурный устав, предусматривавший вновь введение предварительной цензуры и получение специального разрешения на издание периодических изданий. Эта обязанность была вверена университетам, а в Петербурге – особому цензурному комитету. Все эти указы носили охранительный характер и были направлены на осуществление постоянного контроля за литературой и общественной деятельностью. Тем не менее этот кратковременный период относительной свободы печати до 1825 г. дал толчок развитию книгоиздания в России.

Книгоиздание традиционно определяет начало развития авторского права. До 1816 г. правоотношения авторов и издателей не являлись предметом регулирования. Отсутствие каких бы то правовых норм, обеспечивающих интересы авторов, неизбежно приводило к полному произволу издателей. Участившиеся в первой четверти XIX века случаи явного мошенничества со стороны отдельных издателей, в частности, сознательное введение публики в заблуждение относительно авторов распространяемых книг, вынудили правительство принять соответствующие меры. В 1816 г. Министерство народного просвещения издало распоряжение о том, чтобы при представлении рукописей на цензуру к ним прилагались доказательства прав издателя на подачу рукописи к напечатанию. Таким образом, с появлением указанного распоряжения вопрос о правах издателя впервые ставился в зависимость от авторского права создателей произведения.

Период 1825-1855 гг. вошел в историю отечественного книгоиздания как самое мрачное тридцатилетие. Действовавший в это время Цензурный Устав от 22 апреля 1828 г. предусматривал порядок, при котором произведение проходило не менее двадцати цензур, направленных на искоренение неугодного правительству содержания. Современники называли этот устав «чугунным». Цензура удаляла из текста не только мысли и суждения, но и отдельные слова. Например, в печатных изданиях и в официальных бумагах было запрещено употреблять слово «прогресс». Жесткая цензура заставляла издателей внимательно анализировать содержание литературных произведений. Авторы учились говорить эзоповским языком, выражая иносказательно свою политическую позицию, а читатели овладевать навыками видеть и читать «между строк».

В то же время данный устав можно рассматривать как первый законодательный акт России, касающийся вопросов авторского права. В нем содержалась специальная глава «О сочинителях и издателях книг». По данному закону сочинитель или переводчик (устав касался только литературных произведений) имел «исключительное право пользоваться всю жизнь своим изданием и продажей оного по своему усмотрению как имуществом благоприобретенным». При этом срок авторского права устанавливался в 25 лет со дня смерти автора, после чего произведение «становилось собственностью публики».

Через два года, в 1830 г. было утверждено новое Положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей, которое значительно дополнило правила 1828 г., решив вопросы об охране статей в журналах, частных писем, хрестоматий и др. Из числа нововведений следует отметить прямое признание прав сочинителей правом собственности, а также возможность продления до 35 лет срока охраны произведения после смерти автора. С 1857 г. срок защиты авторского права был продлен до 50 лет, что по существу опережало соответствующие законодательные нормы ряда Европейских стран.

Революция в Европе 1846 г. отозвалась в России усилением цензурного гнета. «Мрачным семилетием» вошли в историю годы деятельности, созданных в 1848 г., комитета под председательством
А.С. Меньшикова («меньшиковский комитет»), которому было поручено тщательно обследовать содержание всех выходящих журналов и «комитета 2 апреля», который контролировал все произведения печати.

В 60-е годы XIX века несколько ослабела цензура. В 1865 г. был введен новый закон о печати. Этот закон освобождал журналы от предварительной цензуры, однако всякий журнал мог быть закрыт после двух предупреждений. По сути, предварительная цензура возлагалась теперь на издателя, который должен был предугадать возможные замечания цензора. Формирование к данному периоду некоторой правовой базы, регулирующей общественные отношения в сфере ИПД, способствовало бурному развитию книгоиздания, росту сети издательств и редакций.

В 80-е г. в России устанавливается правительственный политический террор, связанный с убийством Александра II и неудачным покушением на Александра III. Книгоиздательская деятельность и печать находятся под постоянным контролем правительственных чиновников. В 1882 г. были приняты дополнительные «временные правила о печати», усиливающие карательную цензуру. Однако эти жесткие условия не отразились на развитии полиграфической промышленности, в которой укрепляются капиталистические начала, и на издательствах, которые в этот период сращиваются с крупным капиталом и становятся крупными капиталистическими предприятиями. В большей степени цензура коснулась деятельности журналов, которые по своему содержанию становятся проправительственными или умеренно либеральными.

Стр 1 | 2 | 3 | 4 | 5

Вопросы по теории


Задачи и упражнения


Справка (Help)


Сайт создан на Setup.ru Создать сайт бесплатно