Главная ПРАВОВОЕ… Тема 6. Авторский…

Тема 6. Авторский договор

Гражданско-правовые характеристики прав и обязанностей сторон. Известный русский цивилист Г.Ф. Шершеневич (1863-1912)[2] дал четкий и полный анализ взаимоотношениям автора и издателя, которые регламентируются издательским договором. Идеи, высказанные им об особенностях авторского договора, актуальны сегодня и востребованы современным законодательством в качестве основы авторского права.

По определению Г.Ф. Шершеневича: «Издательский договор есть соглашение между издателем и автором, в силу которого первый приобретает право и принимает на себя обязанность размножить и распространить за свой счет литературное, художественное или музыкальное произведение второго».

Из вышеуказанного определения «издательского договора» вытекают следующие гражданско-правовые характеристики прав и обязанностей сторон.

1. Цель договора — тиражирование и распространение произведения.

2. Тиражирование и распространение совершаются за счет издателя, который принимает на себя риск издания: успех произведения дает ему прибыль, неудача сопряжена с убытком для него.

3. В силу договора издатель приобретает право распространения лишь на время, определяемое известным сроком или распродажей одного или нескольких изданий.

Этими характеристиками издательский договор отличается от других типов договоров или от договора о передаче (уступки) авторского права, о чем порой забывают современные издатели, авторы, юристы.

Далее Г.Ф. Шершеневич приводит яркий пример: «Предоставив издателю право распространять произведение на одном языке, автор не лишен права заключать новый договор с другим издателем о напечатании и распространении того же сочинения на ином языке. Предоставляя издателю право печатать и распространять драматическое произведение, автор сохраняет за собой право разрешать публичное их представление…». Из издательского договора, как и другого любого возмездного договорного обязательства, вытекают соответствующие права и обязанности сторон.

Обязанности и права автора. В общем виде, по мнению Г.Ф. Шершеневича, они заключаются в следующем.

1. Автор обязан своевременно сдать рукопись, если последняя не была сдана в момент заключения издательского (авторского) договора.

2. Автор также обязан соблюсти объем рукописи, который стороны согласовали письменно при заключении договора.

В этом положении есть свои «плюсы» и «минусы». Слишком большое по объему произведение требует от издателя наибольших затрат (расходов), а значит, и соответственно увеличивается цена создаваемого произведения, что, в свою очередь, может привести к трудностям в его распространении, т.е. в реализации.

Однако возможен и противоположный вариант. Издатель, рассчитывая на получение от автора (соавторов) объемистой рукописи, произвел необходимые приготовления и целенаправленные действия на этот счет (дал рекламу книги с указанием ее объема и цены, закупил большое количество бумаги, в т.ч. обложечной и даже заключил договоры на распространение объемистого издания), но автор не выполнил условия договора. Естественно, издатель в таком случае понесет убытки и постарается переложить их на автора.

3. Автор должен согласовывать с издателем количество экземпляров, которое он разрешает издателю отпечатать, т.е. выпустить в свет.

Отметим, что именно в этом вопросе современный издатель, как правило, ущемляет права автора (соавторов, авторский коллектив), стараясь обозначить в тексте формализованного заранее договора как можно больше количество экземпляров, которое он вправе выпустить в свет без согласования с автором, либо «опустить» этот вопрос в договоре совсем.

4. Автор должен оговорить с издателем в договоре и территорию действия передаваемых им издательству исключительных авторских прав: либо только территория России, либо других стран и т.д.

5. Предоставляя издателю право распространения, автор обязывается воздержаться от распространения того же произведения путем собственного издания или передачи другому лицу прав на издание.

Заключение издательского договора не лишает автора принадлежащего ему исключительного права, но только стесняет в его осуществлении. Такое ограничение продолжается до условленного времени, и за упущением этого обстоятельства в договоре — до истечения 5 лет с момента совершенной сделки, если все издание не успело разойтись раньше. Это условие сохраняется и сегодня.

Так, если в течение 5 лет с момента подписания сделки (т.е. издательского договора) издание не было распродано, то автор имеет право предпринять новое издание, а чтобы не оставалось сомнения в том, что издание разошлось, закон давал автору право выкупить у издателя оставшиеся нераспроданными экземпляры по цене, назначенной для их продажи при выпуске издания в свет. Закон давал автору право издать свое произведение до истечения срока издательского договора в полном собрании сочинений при условиях:

• со времени появления в свет произведений, представленных издателю, должно пройти не менее 3 лет, если это литературное произведение, и 10 лет, если это музыкальное или художественное произведение;

• продажа этих произведений не должна производиться отдельно от полного собрания сочинений.

6. Часто возникает такой важный вопрос: вправе ли автор, уступивший свое произведение издателю, полностью передать свое сочинение, создав нечто новое, тем самым уйти от обязанности воздерживаться от распространения оригинального произведения (например, переделка романа в драму, совершенная переработка научного исследования, делающая его новым и т.д.)? Г.Ф. Шершеневич дает такой ответ: «Дело суда, взвесив все обстоятельства дела, определить степень новизны спорного издания».

Стр 1 | 2 | 3 | 4 | 5

Вопросы по теории


Задачи и упражнения


Справка (Help)


Сайт создан на Setup.ru Создать сайт бесплатно