Главная 4. Стандартизация в… Тема 2. Стандарты в…

Тема 2. Стандарты в издательском деле

Как известно, редактирование представляет собой совокупность взаимосвязанных и целесообразно организованных творческих и практических действий и процессов по созданию книги. Емкий, творческий характер редакторской деятельности, роль редакторского труда в издательском деле, системный, многоаспектный характер книги, вынуждают ставить и решать вопрос о единых принципах оценки качества редакторского труда и его результатов, в основе которых лежит система стандартов.

В.А. Маркус основными целями стандартизации в издательском деле называет «совершенствование выпуска изданий и редакционно-издательского процесса на всех стадиях создания издательской продукции; экономию трудовых, материальных ресурсов; повышение эффективности изданий и работы сотрудников издательств и др.» [5., C.6].

Задачи стандартизации в издательском деле направлены на установление единых требований к издательской терминологии, техническим нормам и технологии создания отдельных видов издательской продукции, оформлению издательского документооборота. Результатом работы по стандартизации в издательском деле могут быть как стандарты на отдельные виды изданий (например, ОСТ 29.127-96 «Издания книжные для детей. Общие технические условия», ГОСТ 7.83-2001 «Электронные издания. Основные виды и выходные сведения»), отдельные формы книги в издательском деле (например, ОСТ 29.115-88 «Оригиналы авторские и текстовые издательские. Общие технические требования»), так и отдельные элементы издания (например, ГОСТ 7.4-95 «Издания. Выходные сведения»).

Стандарты и стандартизация в издательском деле существуют не как застывшее, оформленное явление, а как постоянно развивающаяся система. Ее развитие продиктовано, во-первых, главной задачей стандартизации – нормативным обеспечением производственной деятельности, существующей в меняющихся условиях развития производственных средств и производственных отношений, а, во-вторых, конкретными изменениями в издательской отрасли, последовавшими за демократизацией нашего общества за последние двадцать лет.

Названные изменения системы стандартизации в издательском деле заключаются в пересмотре действующих стандартов, появлении новых, учитывающих современные реалии издательского дела, а также вовлечении широких профессиональных кругов в разработку новых нормативных документов. Интенсивная смена стандартов в издательском деле актуализирует своевременное ознакомление с ними редакционно-издательских работников по нормативной литературе и специальной периодике.

В нашей стране различают следующие категории издательских и полиграфических стандартов: межгосударственные, государственные (стандарты Российской Федерации), отраслевые стандарты и технические условия. По тематике все действующие в отечественном книгоиздании стандарты и технические условия можно разделить на стандарты терминологические, стандарты, регламентирующие оформление авторских и издательских текстовых и изобразительных оригиналов и технические требования к ним, а также стандарты, устанавливающие правила составления библиографических записей в изданиях, форматы, шрифтовое и издательско-полиграфическое оформление изданий.

Стандарты по издательскому делу, в настоящее время объединенные в систему, не сразу формировались таким образом. В 1978 г. Госстандарт утвердил «Основные положения о стандартизации в области научно-технической информации, библиотечного дела и библиографии, редакционно-издательской работы». Государственные, отраслевые стандарты и стандарты предприятий, готовящиеся на основе этого положения, образовали единую систему комплексной стандартизации по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД), состоящую из трех подсистем: научно-техническая информация, библиотечное дело и библиография, редакционно-издательская работа.

СИБИД призвана обеспечить выявление, согласование с заинтересованными лицами и закрепление в виде нормативных документов оптимальных решений в области создания и распространения информационных материалов.

Достаточно близка к задаче стандартизации работа по унификации оформления информации, содержащейся в изданиях. Унификацией называется сокращение неоправданного многообразия оформления документов, приведение их к единообразию форм, структуры, языково-стилистических особенностей. Помимо всего вышеперечисленного унификация издательско-полиграфического исполнения издательской продукции предусматривает применение ограниченного числа форматов, типизацию внутреннего и внешнего оформления изданий, строгое соблюдение правил издательской типографики и т.д.

Задачи унификации художественно-технического исполнения и типизации редакционного оформления изданий решаются применением такого нормативного документа как стандарт предприятия.

Стандартом предприятия называется нормативно-производственный документ, регламентирующий редакционное и художественно-техническое оформление некоторых видов изданий на издательском предприятии (прежде всего, серийных и продолжающихся), а также устанавливающих конкретные требования к факультативным положениям ГОСТов. Принятие стандартов предприятий, как показывает практика, активно способствует повышению издательской культуры, а сами стандарты являются надежным руководством в работе авторов при подготовке оригиналов, тем самым, уменьшая объем работы над оригиналами в редакции.

 

Стр. 1 | 2 | 3

Вопросы по теории


Задачи и упражнения


Справка (Help)


Сайт создан на Setup.ru Создать сайт бесплатно