Тема 3. Стандартизация в издательско-полиграфическом производстве.

Стандартизация на предприятиях полиграфического производства находится в одном ряду с другими важнейшими направлениями работы предприятия по решению проблем, стоящих перед ним, в том числе:

  • · построение оптимальной схемы управления полиграфическим предприятием;
  • · анализ нормативно-правовой базы функционирования полиграфического предприятия;
  • · анализ системы документооборота предприятия;
  • · создание эффективной системы управления административным и производственным персоналом;
  • · анализ путей снижения себестоимости полиграфической продукции;
  • · разработка программы контроля качества производимой продукции.

В советское время работа по повышению качества издательской продукции носила более централизованный характер и была подчинена комплексной системе управления качеством продукции (КС УКП). Она являлась частью плановых мероприятий издательского предприятия, и в качестве своих целей ставила [2., C.7]:

  • · сокращение сроков разработки и освоения производства новой и модернизации выпускаемой продукции, повышение ее технического уровня и качества;
  • · непосредственное повышение эффективности производства продукции на самом предприятии за счет более рационального использования производственных фондов, финансовых, трудовых и материальных ресурсов.

Важнейшее значение в системе управления качеством продукции в советском издательском деле придавалось принятию нормативных документов – стандартов издательского дела, аттестации сотрудников и производств, работе по повышению квалификации кадров. Наиболее действенной частью системы управления качеством издательской продукции оказались внутрииздательские стандарты оценки качества труда. Среди критериев этих стандартов, применяемых для оценки труда издательских работников, наибольшее значение получили [3., C.17]:

  • · досрочное и качественное выполнение графиков сдачи рукописей, заданий и поручений;
  • · досрочное выполнение тематических планов (за месяц, квартал, год) и планов сдачи рукописей в производство;
  • · сокращение количества корректур;
  • · сокращение объема издания;
  • · экономия бумаги за счет рационального подбора шрифтов, макетов и т.д.;
  • · перевыполнение действующих норм выработки;
  • · обнаружение и предупреждение ошибок в смежных подразделениях издательства.

В последнее время был принят курс на создание внутрифирменных систем надзора за качеством продукции, выстраиваемых на основе нормативных документов ISO. Разработанные в ISO (International Organization for Standartization – Международной организации по стандартизации) стандарты ИСО 9000 устанавливают не сами требования к качеству, а способность предприятий давать качественную продукцию.

ИСО представляет собой объединяющую организацию национальных органов стандартизации почти из 90 стран. Отличительной особенностью стандарта ISO 9000, принятого в 1987 г., являлось то, что он не внес ничего нового в систему критериев качества, но предусматривал создание эффективной системы самоконтроля на предприятии. Стандарт состоит из пяти частей с нумерацией от ИСО 9000 до ИСО 9004. Стандарт ИСО 9000 предшествует остальным и содержит общие указания по выбору и применению стандартов ИСО 9001, 9002 и 9003.

ИСО 9001 описывает систему, которая охватывает производство в целом, от проектирования до обслуживания клиентов; газетное производство также вошло в эту систему.

ИСО 9002 ограничивается требованиями к продукции, и потому касается типографий только в части заказных изделий – упаковочных средств, этикеток, формуляров, книг и брошюр.

ИСО 9003 предназначается для сферы услуг в узком смысле слова (без собственного производства товаров) и не относится к типографиям.

Каждый из последних трех стандартов описывает определенное количество требований по определению качества, которые еще раз систематизированы в ИСО 9004. Эти 20 требований имеют следующие заголовки и подзаголовки:

1. ответственность руководства: политика в сфере качества, организация, контроль системы обеспечения качества;

2. система обеспечения качества (основные положения);

3. надзор за договорной деятельностью;

4. управление проектированием: общие положения, планирование и развитие производства, предпосылки проектирования, изменения в проектировании;

5. документация: одобрение и выпуск документов, изменения в документации, новые модификации документов;

6. поставки: общие положения, оценка работы поставщиков, данные о поставках;

7. продукция, представленная заказчиком;

8. идентификация и отзывы о продукции;

9. управление процессом: общие положения, специальные процессы;

10. испытания: испытания при поступлении, промежуточные проверки, документация;

11. средства контроля и проверок;

12. испытательный статус;

13. работа с недоброкачественной продукцией: выявление и исправление;

14. меры по недопущению низкого качества;

15. приемка, складирование, упаковка и рассылка;

16. регистрация фактов по качеству;

17. внутренние ревизии качества;

18. обучение;

19. обслуживание клиентов;

20. статистические методы.


Стр. 1 | 2 | 3

Вопросы по теории


Задачи и упражнения


Справка (Help)


Сайт создан на Setup.ru Создать сайт бесплатно