Тема 4. Стандартизация в книжной торговле

Специфика стандартизации в книжной торговле такова, что предполагает тесное взаимодействие как издательств, так и предприятий книжной торговли, поскольку одна часть регламентированных стандартами элементов идентификации издания создается в издательском производстве, а другая часть формируется в книготорговом звене. Издатели и книготорговцы, участвующие во внедрении новых стандартов, понимают, что стандартизация элементов библиографического описания способствует идентификации книг всеми участниками книжного бизнеса, а также пользователями системы Интернет, что, в итоге, приводит к росту продаж.

Книготорговые предприятия ведут работу по созданию библиографической базы ассортимента издательской продукции. Объем наиболее крупных баз данных составляет порядка 100 000 записей. Методическая основа обработки изданий — российские стандарты по составлению библиографического описания, в частности, разработанный Российской Книжной палатой совместно с ТД “Библио-Глобус” новый отраслевой стандарт ОСТ 29.130-98 “Издательская и книготорговая библиографическая информация”. В стандарте определен минимум полей для обеспечения авторитетной информации об изданиях и установлены правила их заполнения. Стандарт может представлять интерес для большинства массовых библиотек, он имеет небольшой объем и содержит ясные рекомендации по практическому применению.

В книжной торговле выделяют следующие объекты стандартизации:

  • · предприятия книгораспространения;
  • · взаимосвязи между субъектами рынка, включая информационный обмен данными;
    • · термины и понятия;
    • · технологические процессы;
    • · безопасность и экология;
    • · оборудование;
    • · тару и упаковку;
    • · библиографическое описание издательской продукции;
    • · квалификация работников;
    • · профессиональные образовательные системы [7, C.229].

Наиболее значимыми объектами стандартизации книготоргового предприятия чаще всего являются бизнес-процессы и квалификация персонала. Стандартизация позволяет сделать работу предприятия более управляемой путем оптимизации и упрощения его структуры, обеспечить возможность ротации кадров, снизив ресурсные риски, централизовать подготовку специалистов.

Процесс создания стандарта предприятия книжной торговли состоит из следующих последовательно выполняемых действий:

  • · выбор подхода к созданию стандарта предприятия, например, 1) стандарт создается путем фиксации сложившейся практики; 2) готовится проект стандарта, который отрабатывается путем апробирования, после чего дорабатывается и вводится в действие;
  • · определение объекта стандартизации;
  • · определение факторов стандартизации (используемые методологии, организационная структура, программные технологии, инструментальные средства, квалификация персонала);
  • · выбор нормативной базы;
  • · разработка модели целевой технологии;
  • · построение исходной технологии;
  • · разработка проекта стандарта;
  • · апробация стандарта;
  • · доработка стандарта;
  • · введение в действие стандарта;
  • · сопровождение стандарта [7., C.232].

С 1 октября 2004 г. к печатной продукции, распространяемой на книготорговых предприятиях, применятся новая система штрихового кодирования. Система соответствует единой унифицированной методологии идентификации различных изданий. Необходимость разработки нового стандарта была вызвана тем, что периодические издания помимо названий имеют еще и номера выпуска, которые различаются содержанием, внешним видом, количеством полос, весом, стоимостью, ремиссионными показателями и т. д. Поэтому при учете периодики возникает необходимость в идентификации не только названия издания, но и номера его выпуска.

Унифицированный штриховой код создан рабочей группой, в состав которой вошли как распространители, так и издатели печатной продукции. Новый стандарт состоит из 13-символьного штрихового кода EAN-13 (European Article Numbering) (см. пример кода символики EAN-13),

используемого на основной массе товаров народного потребления, и EAN/USS для книгоиздательской продукции (5-символьного EAN/UPC (add-on) для периодической печатной продукции, несущего информацию о номере выпуска).

Кодовое обозначение выражается 13 цифрами, причем реально кодируется только 12 цифр. Знаки штрихового кода EAN состоят из двух штрихов и двух промежутков.

Штриховое изображение всех 12 цифр составляет в целом символ кода EAN. Краевые знаки (удлиненные штрихи – знаки начала и конца символа) определяют его границы; делится символ на две части разделительным знаком (удлиненные штрихи в центре символа).

Структура такого кода является вполне определенной. В соответствии с этой структурой цифры, занимающие определенные зоны кодового обозначения по EAN, имеют конкретный смысл.

Уникальное для каждого вида товара штриховое кодовое обозначение состоит из 13 цифр, закодированных в соответствии с кодом EAN, и присваивается товару данного вида еще на этапе подготовки его производства.

Две или три левые цифры представляют собой код страны-изготовителя, установленный для нее согласно EAN. Следующие четыре цифры служат для размещения кода фирмы-изготовителя. Оставшиеся цифры кода, за исключением последней, 13-ой, отводятся изготовителю для кодирования выпускаемой им продукции по его усмотрению.


Стр. 1 | 2 | 3 | 4

Вопросы по теории


Задачи и упражнения


Справка (Help)


Сайт создан на Setup.ru Создать сайт бесплатно