Главная Тема 2. Технология… Тема 6. ИЗУЧЕНИЕ…

Тема 6. ИЗУЧЕНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ЗАПРОСОВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ИЗДАТЕЛЬСТВА

Каждое издательство работает на определенную группу читателей. Такие группы выделяются на основе характеристики целевого назначения издания.

В общем случае чтение литературы осуществляется либо в целях образования, либо в связи с производственной необходимостью, либо в свободное время – как развлечение. По этим признакам массив изданий подразделяют, как уже говорилось, на массовые и специальные издания.

Определив круг читателей своего издательства, необходимо вести постоянный анализ читательских запросов и потребностей. Запрос обычно выражается в том, что читатель знает либо произведение, либо издание, либо автора, и целеустремленно, осознанно покупает издание.

Потребность в литературе формируется в процессе профессиональной или самообразовательной деятельности читателя. Бывают осознанные и неосознанные (объективно существующие) потребности. Издатель должен хорошо представлять себе, на какие потребности и запросы рассчитаны его издания. Этим определяется программа издательства.

См. пример:

Программа учебно-педагогического издательства должна разрабатываться с учетом учебных дисциплин, входящих в школьную программу, и категорий обучаемых.

Учебные дисциплины отражены в государственных образовательных стандартах. Например в 5-11 классах изучают следующие дисциплины: русский язык, литература, изобразительное искусство, иностранные языки, биология, естествознание, математика, информатика, история, обществознание, география, физика, химия, трудовое воспитание, основы безопасности жизни (ОБЖ), физическая культура.

Выбирая тематическое направление своей программы, издатель должен иметь в виду типологические особенности учебных изданий. По дисциплинам, входящим в стандарты, выходят должны издаваться учебники, учебные пособия, хрестоматии, сборники задач и упражнений – издания, входящие в учебно-методический комплект (УМК) по предмету. Причем часто учебник создает один автор, а издания, входящие в УМК, пишут другие авторы. Кроме того, при разработке программы учебно-педагогического издательства необходимо хорошо знать образовательные технологии, используемые в обучении, а также группы потребителей. Среди потребителей школьных учебных изданий – школьные библиотеки, учителя, родители и дети.

При составлении программы издательства необходимо хорошо знать особенности каждой категории читателей, учитывать задачи образования и обучения, специфику восприятия учебной информации.

Кроме того, необходимо определить количественные характеристики выпускаемых изданий – размер, объем, тираж.

Издатель должен знать возможности и задачи экспертизы учебных изданий, все условия получения одобрения учебного издания со стороны Министерства образования России, которое присваивает один из двух грифов: «Одобрен Министерством образования РФ» и «Рекомендован Министерством образования».

Выпуск учебных изданий для общеобразовательных школ жестко регламентирован: существуют санитарно-гигиенические нормы, определяющие такие параметры учебных изданий, как вес учебника, шрифтовое оформление (кегль, гарнитура, емкость шрифта, размер интерлиньяжа, длина строки, расстояние между колонками при многоколонном наборе), а также общие гигиенические требования к оформлению учебных изданий, обеспечивающие такое качество издания, как удобочитаемость. Кроме того, необходимо учитывать требования к полиграфическим материалам, направленные на обеспечение безопасности здоровья учеников.

Все требования к школьным учебникам представлены в официальном издании «Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования: Санитарные правила и нормативы» (М.: Федеральный центр госсанэпиднадзора Минздрава России, 2003. – 48 с.).

Издатели учебной литературы должны использовать в своей работе данный документ. Все издания для общего и начального профессионального образования подлежат санитарно-эпидемиологической экспертизе. Выдачу санитарно-эпидемиологического заключения на учебные издания осуществляет департамент Госсанэпиднадзора Минздрава России.

Свои требования к техническому исполнению изданий предъявляются к детской литературе. В России действует стандарт отрасли (ОСТ 29.127-96), который определяет общие технические условия подготовки изданий для детей. Этот стандарт разработан Ассоциацией предприятий, объединений и организаций полиграфической промышленности «АСПОЛ». В стандарте зафиксированы нормы Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Законов Российской Федерации «О стандартизации» и «О защите прав потребителей». Стандарт введен в действие 1 июня 1996 г. приказом Комитета Российской Федерации по печати. Содержание стандарта охватывает гигиенические и конструктивные требования к изданиям, требования к материалам и оригиналам, раскрывает правила приемки, методы контроля, характеристики упаковки, маркировки, транспортирования и хранения изданий для детей. Ясно, что при формировании программы издательства необходимо учитывать все регламентирующие документы, которые определяют требования к соответствующим изданиям.

В целом программа издательства отражает содержание литературы, которую предполагает выпускать в свет данное издательство, а так же общую характеристику проблемно-тематической и видо-типологической структуры массива изданий, подготовку которых предполагает обеспечить издательство в ближайшие три-пять лет.

Остановимся на этом подробнее.

Стр 1 | 2

Вопросы по теории


Задачи и упражнения


Справка (Help)


Сайт создан на Setup.ru Создать сайт бесплатно