Главная Технология… Тема 4. Издательская…

Тема 4. Издательская себестоимость.

I. Общие понятия себестоимости

На современном этапе становления рыночных отношений наблюдается процесс формирования интереса к экономической науке на микроуровне.

Новые экономические условия связаны для каждого предприятия с необходимостью обеспечения своей конкурентоспособности на рынке. Изменения в российской экономике влекут за собой повышение требований собственников к работе экономистов – менеджеров, что в свою очередь является импульсом к качественным переменам в управлении предприятием.

Старая плановая (централизованная) система практически исчезла, оставив предприятие один на один со старыми и вновь возникающими проблемами, поскольку методы и функции плана в рыночных условиях иные. Об этом свидетельствует опыт зарубежных фирм, активно использующих бизнес-план и другие методы планирования. Планомерность теперь должна восприниматься как средство активного приспособления к требованиям рынка. Вопрос об объеме и структуре производимой продукции должен решаться на основе маркетинговых исследований в рамках предприятия.

Экономика предприятия опирается на комплексные слагаемые теории. Среди них и теория производства и издержек.

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Себестоимость – это выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство продукции и ее сбыт.

Калькулирование плановой себестоимости – это расчет затрат по статьям расходов на калькулируемую группу или на весь объем отдельных видов продукции, работ и услуг.

Затраты на производство образуют производственную себестоимость, а затраты на производство и сбыт – полную себестоимость.

Себестоимость бывает плановая и фактическая.

Данные калькуляции фактической себестоимости продукции используются в управлении производством для контроля за соблюдением предприятием плановой (нормативной) себестоимости продукции и рентабельности производства, выявления резервов и путей дальнейшего снижения затрат труда и материальных ресурсов.

Формирование себестоимости представляет собой суммирование затрат предприятия, связанных с процессом производства и относящихся к определенному периоду.

Состав затрат по производству и реализации продукции определяется соответствующими нормативными документами.

Себестоимость издательско-полиграфической продукции складывается из затрат, связанных с использованием в процессе производства основных фондов, материалов, покупных изделий и полуфабрикатов, топлива и энергии, труда и других затрат на производство и реализацию продукции.

Для четкой организации учета и суммирования затрат их принято группировать по различным признакам.

Традиционно затраты классифицируют по экономическим элементам:

- материальные затраты (стоимость приобретаемых сырья и материалов);

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- амортизация;

- прочие затраты (налоги, сборы, платежи и т. д.).

В зависимости от того, какие затраты включаются в себестоимость продукции, выделяются следующие ее виды:

- цеховая – включает прямые затраты и общепроизводственные расходы, характеризует затраты цеха;

- производственная – состоит из цеховой себестоимости и общехозяйственных расходов и характеризует затраты всего предприятия;

- полная себестоимость – состоит из производственной себестоимости и суммы расходов на реализацию.

 

Таким образом, полная себестоимость включает:

- прямые затраты на рабочую силу (основная заработная плата на производственных рабочих);

- прямые затраты на материалы (основные и вспомогательные), используемые в процессе производства;

- общепроизводственные расходы – включают себестоимость продукции цеха, который изготавливает данную продукцию;

- общехозяйственные расходы – затраты на управление предприятием и организацией производства в целом;

- расходы на реализацию.

В зависимости от выбора объекта калькулирования затраты подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые расходыэто расходы, которые в момент их возникновения можно непосредственно отнести на объект калькулирования на основе первичных документов.

Косвенные расходы не могут быть отнесены на объект калькулирования непосредственно в момент их возникновения – они собираются и расчетным путем относятся в себестоимость каждого объекта калькулирования.

В зависимости от объема производства расходы делятся на постоянные и переменные.

Постоянные затраты – это административные расходы, амортизационные отчисления и др. Их наличие и уровень обусловлены самим существованием организации, необходимостью управления ею, наличием имущества. Постоянные расходы не зависят от объема производства.

Переменные затраты зависят от объема производства. При увеличении выпуска продукции требуется больше материалов, выплачивается больше зарплаты и др.

Смету затрат на производство и проектирование калькуляции составляют на основе применяемых для планируемого периода норм расхода материалов, топлива и энергии, норм выработки и обслуживания рабочих мест, расчетов трудоемкости изготовления продукции и управленческих расходов.

Составлению калькуляций должен предшествовать расчет производственной программы материальных и трудовых затрат и разработка смет:

- затрат по цехам вспомогательного производства;

- общепроизводственных расходов;

- общехозяйственных расходов;

- коммерческих расходов.


Стр. 1 | 2

Вопросы по теории


Задачи и упражнения


Справка (Help)


Сайт создан на Setup.ru Создать сайт бесплатно